Назад

 28

Алтайская торгово-промышленная палата – содействие развитию системы бюджетных и корпоративных закупок в регионе


Закупки товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных учреждений - локомотив развития отечественной экономики. Понимание этого однозначно продемонстрировано конкретными практическими шагами Правительства РФ.

Начальник отдела оценки и экспертизы Департамента экономического развития Алтайской ТПП Оксана Царькова

Противодействуя расширению русского мира, Запад пытается оказать  беспрецедентное давление на нашу экономику. Однако это лишь привело к консолидации власти и бизнеса, государство предприняло быстрые, адекватные шаги по сохранению и развитию отечественной промышленности. Своевременно вступили в силу Постановления Правительства по поддержке российских производителей продукции соответствующей зарубежным образцам. Иностранным аналогам закрыт доступ на рынок госзаказа.


Так, если в ходе закупки было подано не менее двух заявок на поставку товаров, страной происхождения которых является Россия или государство-участник Евразийского экономического союза, - заявка с импортным товаром отклоняется. Наше государство больше не финансирует импортных производителей – средства, предназначенные на осуществление закупок для государственных и муниципальных нужд приоритетно направляются на поддержку отечественных предприятий.


Объемы государственных закупок в Российской Федерации таковы, что именно они определяют векторы развития промышленной политики. Нашей стране сейчас необходимо увеличение объема инвестиций в экономику, а государственный заказ обладает значимым инвестиционным потенциалом.


С 2014 года правительственными постановлениями установлены льготные условия для российских предприятий и ограничения для иностранных поставщиков, поставляющих продукцию в рамках государственного и муниципального заказа:


31 мая 2014 года вступил в силу Приказ Минэкономразвития № 155. Документ содержит перечень товаров, закупаемых в рамках государственных и муниципальных контрактов, в отношении которых при условии их российского происхождения (происхождения государств-участников Евразийского экономического союза)  предоставляются преференции касательно цены контракта - 15-процентное преимущество по отношению к иностранным аналогам. Таким образом, при оценке заявок по критерию «цена контракта» к предложениям поставщиков российской (из Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики) продукции применяется 15 процентный понижающий коэффициент, но при этом контракт с победителем конкурса заключается по цене, указанной им в заявке. Если же конкурс выигрывает  поставщик товаров иностранного происхождения, контракт напротив заключается по цене сниженной на 15 процентов от цены предложения. При этом, страной происхождения товаров считается страна, в которой товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной обработке (переработке) в соответствии с критериями, установленными таможенным законодательством Таможенного союза.


В июле 2014 года вступило в силу  Постановление 656 от 14.07.2014г., направленное на поддержку и развитие российских предприятий-производителей товаров машиностроения. Правительственным постановлением установлен запрет на допуск к государственному заказу отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств (за исключением Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики), установлено ограничение допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд. В соответствии с вышеуказанным Постановлением заказчик обязан отклонять все заявки, содержащие предложения о поставке товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств (за исключением Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики).

 

В феврале 2015 года вступило в силу Постановление Правительства № 102 от 05.02.2015 г., направленное на поддержку и развитие российских предприятий-производителей медицинских изделий. В отношении ряда иностранных медицинских изделий, аналоги которых производятся в России, установлено ограничение допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд. В соответствии с вышеуказанным Постановлением заказчик обязан отклонять все заявки, содержащие предложения о поставке медицинских изделий, происходящих из иностранных государств (за исключением Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики).

 

В октябре 2015 года вступило в силу Постановление правительства №719 от 17.07.2015 г., направленное на развитие отечественного производства промышленной продукции. Данное Постановление определяет критерии отнесения промышленной продукции к промышленной продукции, не имеющей аналогов, произведенных в Российской Федерации, требования к промышленной продукции, предъявляемые в целях ее отнесения к продукции, произведенной в Российской Федерации.


В ноябре 2015 года вступило в силу Постановление правительства №1289 от 30.11.2015 г., направленное на развитие отечественного производства лекарственных препаратов. Действие постановления распространяется только на государственные закупки лекарств. В отношении лекарственных препаратов, не включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, а также в отношении лекарственных препаратов происходящих из иностранных государств установлены ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд. В соответствии с вышеуказанным Постановлением заказчик отклоняет все заявки, содержащие предложения о поставке лекарственных препаратов, происходящих из иностранных государств (за исключением Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики), в том числе о поставке двух и более лекарственных препаратов, страной происхождения хотя бы одного из которых не является государство - член Евразийского экономического союза, согласно Постановлению, при этом предусмотрено соблюдение ряда условий.


В декабре 2016 года вступило в силу  Постановление 968 от 26.09.2016 г., направленное на поддержку и развитие российских предприятий-производителей товаров радиоэлектронной продукции. Правительственным постановлением установлены ограничения и условия допуска к государственному заказу отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств (за исключением Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики), установлено ограничение допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд. В соответствии с вышеуказанным Постановлением заказчик обязан отклонять все заявки, содержащие предложения о поставке радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств (за исключением Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики).


С 2016 года осуществляемые закупки продуктов питания производятся государственными заказчиками при условии подтверждения соответствия поставляемых продуктов питания требованиям законодательства Российской Федерации и подтверждения российского происхождения этих продуктов питания.К сожалению, остаются еще дельцы, выдающие импортные товары за российские, вопреки национальным интересам, в угоду наживе. Но экспертиза торгово-промышленных палат лишает их такой возможности, давая шанс отечественным предприятиям наращивать выпуск продукции. Документальным подтверждением страны происхождения товаров, поставляемых в рамках государственных контрактов товаров является сертификат о происхождении товаров формы СТ-1/акт экспертизы, выдаваемый торгово-промышленной палатой, в Алтайском крае – Алтайской торгово-промышленной палатой. В случае отсутствия сертификата формы СТ-1 в составе заявки на участие в аукционе такая заявка  отклоняется. Подтверждение торгово-промышленной палатой соответствия продукции требованиям Правительства открывает доступ в сферу госзакупок отечественным производителям - закладывает основу национального роста.


Рыночные отношения в России становятся цивилизованнее, одновременно с этим -  государственные закупки прозрачнее.


Правительством края создаются условия и вырабатываются прозрачные механизмы антикоррупционного мониторинга государственного заказа, способствующие соблюдению юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета Алтайского края, государственных контрактов, что, безусловно, содействует развитию социально-ориентированной экономики в регионе.


У органов власти и местного самоуправления существует однозначное понимание - формирование и развитие точек роста экономики края не даст ожидаемых результатов, если сконцентрировать усилия лишь на увеличении количественных показателей и в очередной раз недооценить первостепенную значимость качественных характеристик товаров и услуг поставляемых за средства бюджета. В снижении общего числа нарушений, допускаемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при использовании бюджетных средств, важная роль  принадлежит отлаженной системе контроля за соблюдением стандартов, регламентов и технических условий изделий.


Многолетняя практика уставной деятельности экспертной системы торгово-промышленных палат РФ, унаследовавшей традиции экспертного сопровождения зарубежного экспорта для индустриализации России и поставок по ленд-лизу в годы Великой Отечественной войны, подтверждает целесообразность участия независимых экспертов торгово-промышленной палаты в контроле качества товаров и услуг в сфере госзаказа. Особенно в экспертном сопровождении контрактов, предусматривающих поставки продовольствия, лекарственно-гигиенических средств определенной номенклатуры, товаров для дошкольных и общеобразовательных учреждений, - продукции, где высоки риски появления низкокачественной и контрафактной продукции, опасной для здоровья людей, в частности, подрастающего поколения.Контроль и приемка предоставляемых услуг и готовой продукции – самая значимая стадия процесса выполнения государственного заказа. Эксперты осуществляют проверку соответствия поступившей партии товара (оказанной услуги) условиям договора (контракта) по количеству, качеству, упаковке, маркировке товара, соответствия конкурсной документации и др., по результатам которой составляется акт экспертизы. Претензии по неисполнению государственного контракта подлежат удовлетворению, когда недостатки нашли свое отражение в данном акте. Акты экспертизы, выдаваемые Алтайской торгово-промышленной палатой, имеют доказательную силу для государственных органов и негосударственных организаций на всей территории РФ.

 

Расходы на оплату труда независимых экспертов несопоставимы с размером бюджетных средств, сэкономленных в результате их работы по недопущению поставок государственным предприятиям и организациям  некачественной продукции и взысканию штрафных санкций с нерадивых поставщиков.


Механизм реализации задачи об исключении случаев необоснованного завышения цен и заключения контрактов с заведомо некомпетентными исполнителями прозрачен. Результативно бороться с коррупцией при размещении и исполнении государственных и муниципальных заказов возможно, когда активным участником механизма контроля выступает экспертная организация системы торгово-промышленных палат, которые являются негосударственными некоммерческими независимыми организациями и объединяют представителей всех направлений бизнеса, в том числе предприятий, конкурирующих между собой, и в этой связи представляют собой объективную экспертную систему, не подверженную коррупции.


Независимая экспертиза открывает доступ в сферу госзакупок предприятиям, дорожащим своей репутацией. Можно уверенно сказать – на Алтае есть государственные учреждения, решительно настроенные на получение качественных товаров и услуг.


Привлекая независимых экспертов торгово-промышленной палаты, они обеспечили объективный контроль исполнения контрактов.


Конечно, еще остаются организации, нежелающие расставаться с порочной практикой сговора при расходовании бюджетных средств.


Но  кто действительно намерен искоренить коррупцию, тот смело привлекает экспертов для контроля на всех этапах исполнения госзаказа. Много новых организаций обращаются за экспертными услугами - значит деятельность Алтайской торгово-промышленной палаты полезна и востребована.


В соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 N 44-ФЗ «Заказчик обязан привлекать экспертов, экспертные организации к проведению экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги». Результаты экспертизы оформляются в виде заключения соответствия/не соответствия поступившей партии товара (оказанной услуги) условиям договора (контракта) по количеству, качеству, упаковке, маркировке товара, соответствия конкурсной документации и др. В случае если по результатам такой экспертизы установлены нарушения требований контракта, не препятствующие приемке поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, в заключении могут содержаться предложения об устранении данных нарушений, в том числе с указанием срока их устранения. Если же по результатам экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги будут подтверждены нарушения условий контракта, заказчиком может быть принято решение об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта.


Таким образом, применение независимых экспертиз при исполнении государственного контракта позволяет решить многие противоречия в досудебном порядке. Главное - эффективно использовать данный инструментарий в полной мере.


Алтайская торгово-промышленная палата - экспертная организация, осуществляющая деятельность на основании Закона РФ «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации», с 1991 года выполняет экспертизы, связанные с контролем соблюдения условий договора (контракта), в том числе в рамках исполнения государственного заказа, экспертизы по определению страны происхождения товаров.


Располагая собственной материально-технической базой, служебным автотранспортом, Алтайская ТПП оказывает любые виды экспертиз на всей территории Алтайского края. При проведении экспертиз специалисты Алтайской ТПП руководствуются едиными стандартами ТПП РФ, обеспечивающими достоверность, объективность исследования, соблюдение коммерческой тайны. Компетентность и высокий профессиональный уровень экспертов подтверждаются документами о высшем профессиональном образовании, свидетельствами и аттестатами ТПП РФ. Официальное признание ТПП России компетентности Алтайской ТПП в выполнении задач, функций и услуг, предусмотренных законом РФ «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации», действующим законодательством России подтверждено Свидетельством об аккредитации. Алтайская ТПП отвечает требованиям системы «ТПП ЭКСПЕРТ» для проведения товарной экспертизы, система менеджмента качества организации соответствует требованиям ГОСТ ИСО 9001-2011 (ИСО 9001:2008).Позитивная обратная связь однозначно демонстрирует востребованность независимой экспертизы добросовестными государственными и муниципальными заказчиками. Взаимодействие с заказчиками экспертных услуг в рамках ФЗ № 44 показывает, что те организации, которые действительно намерены оградить себя от поставок заведомо некачественной или несоответствующей условиям государственного контракта продукции, не видят сложности в реализации указанного закона в части привлечения независимой экспертной организации и в качестве такой организации выбирают Алтайскую ТПП, пользующуюся заслуженным авторитетом в регионе. Вместе с тем, именно сотрудничество с такими организациями показало, что в конкурсной документации на экспертные услуги необходимо обязательно отражать требования к независимым экспертным организациям, такие как: наличие собственной материально-технической базы и автотранспорта; опыт в оказании экспертных услуг не менее десяти лет; наличие в штате сотрудников-экспертов, работающих по трудовым договорам (не менее пяти человек); наличие у сотрудников высшего профессионального образования; наличие у сотрудников документов, подтверждающих дополнительное профессиональное образование;  сертификация экспертной организации по ИСО 9001; наличие собственных нормативных документов, описывающих процедуры проведения экспертиз.

 

Россия твердо идет по пути формирования цивилизованных рыночных отношений. Возрождая российское производство, наши предприниматели создают новые продукты, модернизируют существующие. Часто бывает, увлеченные производством люди, поздно регистрируют свои права на передовые разработки, торговую марку. И находятся ловкачи, пытающиеся присвоить чужой успех, фальсифицируя качественную алтайскую продукцию, пытаясь выдавать подделки за оригинальный товар. Своевременное оформление охранного документа лишает их такой возможности. Алтайская торгово-промышленная палата оказывает содействие предпринимателям в регистрации торговой марки. Экспертиза Алтайской ТПП позволяет защитить интересы правообладателя в спорной ситуации недобросовестной конкуренции.


Уверена, добросовестные отечественные производители используют имеющиеся в настоящее время возможности расширить свою долю на российском рынке, создадут  задел для выхода за рубеж, и инструментарий торгово-промышленной палаты является необходимым подспорьем в деле содействия промышленному росту в России.


Оксана Царькова,

начальник отдела оценки и экспертизы

Департамента экономического развития

Алтайской ТПП