Фасилитация как магия налаживания взаимодействия в бизнесе

Назад

 09

 

Фасилитация как магия налаживания взаимодействия в бизнесе

 

Бизнес – это постоянно изменяющаяся среда. Здесь каждую минуту появляются новые технологии, инструменты, приемы.  Так, на сегодняшний день все актуальнее становятся новые технологии принятия управленческих решений в группе, среди которых  –  фасилитация. Руководитель Алтайского Центра Финансового Консалтинга (АЦФК), организации-члена Алтайской торгово-промышленной палаты, сертифицированный фасилитатор, член Ассоциации фасилитаторов России, бизнес тренер Татьяна Листратова, на счету которой успешный опыт проведения проектов организационных изменениях в таких компаниях, как  «Бочкаревский пивоваренный завод», «Алтайская семечка», «Кузнецкий холдинг», «Сибирский цемент», Мегафон-Юг, аптечная сеть «Первая помощь», «Новокузнецкий металлургический комбинат», «Евразруда» и другие, рассказала нам о том, что такое фасилитация, почему она становится популярной в бизнесе, и какие преимущества дает руководителям и сотрудникам компании. 

 


 

Добрый день Татьяна Васильевна, тема про фасилитацию очень интересная, и поэтому вызывает много вопросов.  Давайте начнем с самого основного, что такое фасилитация, и как вы к ней пришли?

 

Фасилитация – это наука и искусство организации групповых обсуждений таким образом, чтобы каждый участник был вовлечен, понимал свою роль и был готов договариваться. Даже самые агрессивно настроенные люди неожиданно открываются с новой, светлой стороны. Неподъемные проблемы обретают решения. И группа постепенно учится взаимодействовать как команда. Это магия налаживания взаимодействия, но магия с четкими правилами и инструментами.

 

Совсем недавно в одном из наших проектов, где мы применяли фасилитацию, получила следующий отзыв: « Мы понимаем, что находимся в очках, но мало того, что мы увидели эти очки, а вы нам еще и протерли их». Благодаря визуализации всё предприятие просматривается просто досконально, сразу видно слабые места, которые нужно усилить.

 

В консалтинге я уже 15 лет. С 2010 года являюсь профессиональным коучем, но когда увидела, как работает фасилитация, поняла, что это именно то, что мне подходит. В 2015 году одновременно проходила обучение в двух школах фасилитации. У меня просто такая тренинговая тенденция информационного «запоя» —  если что-то понравилось, то я туда прям поуши.

 

Татьяна Васильевна,  за что вы так полюбили фасилитацию?

 

Во-первых, за то, что она не замороченная, инструменты ее подходят абсолютно для всех команд, для любых групп, начиная от 3-х человек. Есть только один случай, когда фасилитация бессильна, это когда навязанное решение уже прописано, и мнение людей в данном случае на результат не влияет. В этих ситуациях фасилитация не имеет никакого смысла.

 

Во-вторых, люблю за технологичность, конкретность и скорость. Например, если раньше на проведение стратегической сессии и решение вопросов уходило 2-3 дня, то сейчас на это уходит 3-4 часа. Но для этого требуется серьезная подготовка к самой сессии, во время которой будет принято решение, о чем и как будут говорить люди, в каком составе, сколько времени, с помощью каких инструментов и так далее, чтобы участники могли максимально включить свой ресурс по решению этой задачи. Во время подготовки как раз таки и включается экспертное мнение.

 

В третьих, люблю за то, что в процессе фасилитации происходит визуальный контакт с решениями, и не нужно писать каких-то трудоемких регламентов, достаточно иметь фотопротокол с фотографиями результатов подготовки к сессии.

 

В итоге фасилитация уникальна тем, что экспертное мнение идет не от фасилитатора, который находится с позиции наблюдателя, а со стороны участников. У коучей есть такое выражение: «Два совета –  равны одному оскорблению». Мы даем рекомендации, советы, подразумевая: «Делай как Я», фасилитация же напротив позволяет найти и сделать,  как вы этого хотите. Благодаря этому вовлеченность участников и их КПД поднимается в несколько раз.

 

В чем разница между фасилитацией и регулярным менеджментом? В чем ключевое преимущество фасилитации для менеджеров и сотрудников?

 

Фасилитация является одним из инструментов менеджмента, и сегодня она должна входить в набор компетенций каждого руководителя. Если говорить о географии распространения, то двигаясь от центра к периферии, можно сказать, что у нас фасилитация пока многим не понятна и вызывает сомнение. В центральной части России напротив фасилитация уже не новинка, здесь она становится необходимой составляющей компетенции руководителя. Думаю, что лет через пять до Алтайского края дойдет эта тенденция.

 

Можно ли обучиться только технологии фасилитации и начинать применять ее или нужны еще какие-то дополнительные навыки для эффективной работы?

 

Если фасилитация нужна для решения каких-либо небольших вопросов, то больших навыков здесь не нужно. Как правило, групповые встречи, обсуждения спотыкаются об элементарные вещи, о которых пишут  в книгах, и достаточно будет их прочитать. Для решения глобальных проблем нужен внешний фасилитатор. Сложность для внешнего фасилитатора, которым я являюсь, состоит в том, чтобы четко определить запрос заказчика. Обычно клиенты приходят просто с ситуационной задачей, которую нужно решить здесь и сейчас, а последствия остаются за кадром. Именно поэтому такие низкие КПД обсуждений. Исходя их этого, я предлагаю заказчику провести диагностическую сессию, с помощью которой становится понятно, что необходимо изменить, и к каким результатам мы придем в итоге. По моему личному мнению для таких диагностических сессий необходим дополнительный навык, и в первую очередь это коучинг.

 

Кроме того необходимо уметь слушать и слышать как на стадии формирование самого запроса, так и во время управления групповой динамикой. Бывает так, что людей выбрали и привели, или даже они пришли по собственной воле, но процессы и результаты, к которым приходит группа, могут разделять не все, и тогда наступают свои особые моменты.

 

С какими проблемами вы сталкиваетесь чаще всего, когда к вам обращаются за профессиональной помощью?

 

Отдельных сессий по фасилитации у меня не так много, это в основном крупные уникальные проекты, например проект с холдингом «Евраз», в рамках которого мы проводим серию фасилитационных встреч, где я принимаю участие в качестве внешнего фасилитатора.

 

В последние годы поступает волна запросов от производственных предприятий. Заказчики говорят об уникальности своих продуктов, что используют лучшее оборудование, но по какой-то причине очень слабый отдел продаж, и нужно этот отдел обучить. Сразу оговорюсь, я не обучаю, как продавать. Мы проводим с этими заказчиками диагностические сессии и выходим совершенно на другие причины, которые в каждой компании разные, но запрос у них один и тот же.

 

Каждая сессия или запрос уникальны, никогда не знаешь, куда они приведут, потому что только сами участники знают глубину проблем на предприятии.

 

Насколько я знаю, принимая участия в конкурсе «Лучший фасилитатор России 2016» , вы представляли один из своих проектов с применением фасилитации. Расскажите, пожалуйста, в чем уникальность этого проекта, и почему именно благодаря ему вы стали победителем?

 

С 2015 года мой профессиональный рост стал повышаться. Главным толчком к этому послужила победа в конкурсе. Для меня это было самое высокое признание, которое я могла получить, поскольку конкурс имел всероссийский уровень, и в нем принимали участие фасилитаторы, являющиеся для меня гуру, которыми я всегда восхищалась.

 

В этом конкурсе я принимала участие два раза, но победителем стала только в прошлом году.

 

На конкурсе нужно было представить сессию  разработать ее дизайн и сценарий в соответствии с задачами, которые звучали практически так: « Пойди туда, не зная куда, сделай то, чтобы  было хорошо». Помимо этого необходимо было представить запрос заказчика, видеозапись, фотопротоколы, отзывы, чтобы экспертная комиссия дала объективную оценку, насколько это все профессионально сделано.  

 

Когда объявили победителей, меня захлестнула волна гордости и радости, от того, что я стала первой, это было по-настоящему здорово!




 

Есть ли у вас в планах развивать направление фасилитации в Алтайском крае?  

 

Я больше практик, мне нравится это делать, и получать удовольствие от результатов,  разделяя эту радость с заказчиком. В будущем планируем создать школу фасилитации – пригласить своих учителей-экспертов в области фасилитации, чтобы они занимались обучением.

 

 

 

 

Эдуард Гергерт,

помощник руководителя Алтайского Центра Финансового Консалтинга